Амурская Заря от 31.08.2005
Учитель математики, учитель жизни
– Самую первую трудовую награду я получил ещё будучи школьником, – начал воспоминания учитель. – Родился в селе Титово в Кемеровской области. Оставшись в шестилетнем возрасте без родителей, заботами старшей сестры Валентины окончил сельскую школу, затем Падунскую среднюю школу-интернат в Новосибирской области. В 62-м году школа брала участок в колхозе, ученики всерьёз работали на земле, выращивая овощи. А так как я был секретарём комсомольской организации, то по результатам нашей сельскохозяйственной деятельности мне и досталась награда с Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве. Награда была вещественная – радиола. Потрясающий подарок по тем временам.
Леонид Андреевич Швыряев, заслуженный учитель Российской Федерации, кавалер ордена Дружбы народов, лауреат Соросовской премии, завтра начинает свой сороковой учебный год.
«Как много медалистов сейчас в школах!» – слышишь иной раз.
Герой сегодняшней страницы как раз и есть активный «виновник» этого явления. Ведь в каждом его выпуске непременно бывают золотые и серебряные медалисты. Он и сам закончил школу с золотой медалью. – По окончании школы с золотой медалью тогда можно было без экзаменов поступить в любой ВУЗ. Но я выбрал Новосибирский педагогический, видимо, потому, что очень любил нашего учителя математики Анатолия Ивановича Гусева.
В институте тоже учился отлично, на повышенную стипендию. Сестра помогала, чем могла. А могла она немногое, работая в колхозе. Приеду на каникулы, так она сразу начинает собирать яйца, чтобы сдать их по 5 копеек за штуку в сельпо. На обратную дорогу студенту. Я и сам подрабатывал в новосибирской школе и пришёлся там ко двору настолько, что мне уже предлагали работу после института и даже квартиру. Но когда я учился на последнем курсе, в институт приехали родители школьников с прииска Егоровский. Ходоки, так сказать, с большой заботой: нет в школе учителей математики, не ведётся предмет.
Первая школа
Мы, двое математиков, отправились на прииск на практику, после окончания которой «ходоки» вновь приехали в институт – за нами двумя.
Чтобы нагнать пропущенное, начали учебный год с 1 августа, а не сентября и вместо положенных трёх лет отработали семь.
Что за время было! Дети просто рвались к знаниям. Домой приходили: давайте заниматься. Ребята были открытые, буквально ни на шаг не отходили: я на речку – за мной ватага, я по грибы – они тоже. В выходные отправлялись в походы. Закончив первый учебный год, снарядились на Телецкое озеро на Алтае. Ни я, никто из ребят дороги не знали, шли, ориентируясь по карте. Нашли! Разбили лагерь и 40 дней отдыхали на озере.
Вёл математику и директорствовал, а значит: лошади, сено, дрова для учителей и для школы, кочегары, а то хоть сам топи. Жил в учительском доме. Отдельный, большущий, к вечеру выстывал основательно. Приду к ночи домой – вода в бочке замёрзла. Топлю печь, чтоб растаяла. Сам ездил за зарплатой, 35 километров верхом на лошади, тайга, мешки с деньгами. Сейчас такое вообразить невозможно.
Через четыре года работы получил вторую награду: медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина». В 86-м – орден, в 98-м – звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
– А ещё лауреат премии Сороса, – в унисон добавляю я.
– О, я об этом уже и забыл. 1996-й год. Хотя премия помогла приобрести в Хабаровске квартиру для дочери.
– Вспомните, Леонид Андреевич, – прошу учителя, – ведь соросовская премия – это даже не золотая медаль выпускника.
– Вот как раз выпускники её и обеспечивают. Всё элементарно. Проводится опрос студентов ВУЗов: кто вёл в их школе математику, физику, химию и биологию. Если многие называют одного педагога – вот и кандидатура. А я, если быть честным, своими выпускниками доволен.
День Благодарения
– Как и они вами, – говорю тихо. К этому времени я уже рассмотрела в альбомах красивые открытки с поздравлениями, присланные с разных частей света.
«Дорогой мой учитель, в День Благодарения поздравляю всем сердцем …» – это Маша Лошкарёва. Поступила в университет в Америке, там и осталась, получив образование. «Всё прекрасное на Земле от Солнца. Всё хорошее – от человека. Вы, Леонид Андреевич, являетесь именно тем источником доброты и человечности …» – это Евгений Ким, хирург-онколог, защитил диссертацию, работает на Сахалине. «Запомнил Вас не только как учителя математики, но и учителя жизни …» – это золотой медалист Юрий Рогачёв.
– Со всеми, абсолютно со всеми учениками у него не прервана связь. Даже с егоровскими, теми самыми первыми выпускниками, – объясняет Валентина Фёдоровна, жена и коллега, преподаватель английского с 32-летним стажем.
Ученики - это мы
- Вы всё об учениках, выпускниках, – останавливаю я. – А о себе?
– Так это – мы, – улыбается Леонид Андреевич. – Это вся наша жизнь. Лучший праздник в году 1 сентября. И самые светлые воспоминания – о поездках с ребятами. Волгоград, Кишинёв, Одесса, Ленинград, Москва, Красноярск, Узбекистан – это далеко не полная география наших с детьми экскурсий, которая началась с лесного озера на Алтае. А сколько путешествовали по Амуру!
– У нас одновременно было по пятому классу, – подхватывает Валентина Фёдоровна. – Тот и другой боролись за звание Зои Космодемьянской. Всем обществом посетили её могилу.
Ах, эта свадьба!
Мы к тому времени были женаты. Я женился поздно, потому что чувствовал ответственность за племянницу. Сестра помогала мне, я помог её дочери. Я ведь не забыл, как нелегко учиться, преодолевая финансовый вакуум. Хотя получал повышенную стипендию 25 рублей 50 копеек, подрабатывал, но на всё не хватало. На вечер не в чем было пойти, по физкультуре, случалось, зачёт не ставили из-за отсутствия формы. Запомнилось, как я был направлен на конференцию и, получив командировочные, «выкроил» себе на бритву и этакие суконные боты. Снарядился и поехал. Тогда такие мелочи не слишком угнетали, почти все одевались скромно. Не было такого социального неравенства, как сейчас.
В Амурске оказался стараниями моих учеников. Галина Леонтьевна Казанцева (Антонова) и Михаил Александрович Казанцев после института работали здесь и меня вызвали. Пришёл в районо к Анне Васильевне Мартыновой и прошу направить в ту школу, где директор мужчина.
– Таких нет, – ответила она и направила в 5-ю школу, где Валентина (тогда Данилова) преподавала английский. Здесь мы и встретились. Свадьбу нашу играли две школы: 5-я и 3-я, куда я перешёл завучем в 74 году и до сих пор работаю. На свадьбе гуляли 125 гостей, и это событие осталось очень ярким воспоминанием моей жизни.
– А в моей, – возражает Валентина Фёдоровна, – всё-таки самое главное рождение дочери.
– Все женщины так говорят, – констатирую я, безоговорочно разделяя это мнение.
– И мужчины тоже, – быстро добавляет учитель, – если и не говорят, то всё равно так считают.
– И так всю жизнь, – смеётся жена. – Со всем согласен, во всех делах помощник, 31 год вместе и проблем нет.
– Как это нет проблем? – грозно шутит супруг. – А финансовые? Раньше, когда женился, ничего не было и не было проблем. А сейчас что? Две пенсии, учительская зарплата, казалось бы, можно жить достойнее. Но не в наше время. Распад Союза и всё за этим последовавшее считаю чёрным событием в жизни.
Раньше как было? Отпуск у учителей всегда летом. Это плюс. Отправлялись в путешествия. К примеру, от Москвы до Астрахани и обратно. Теплоход ночью идёт, днём стоянка. Саратов, Горький, Куйбышев, Волгоград, Кострома, Ярославль. Про экскурсии с учениками я уже упоминал.
Дочь с раннего возраста ездила с нами, делила наши заботы и увлечённость и естественным образом пошла по нашей стезе, хотя и музыкальную школу закончила по классу фортепиано. Кончив Комсомольский пединститут, работает в 19-й школе в Хабаровске.
– И постоянно советуется с отцом. Позвонит и сразу: «Мама, передай трубку папе». Отец – её главный наставник и советчик во всех вопросах, от профессиональных до щенков пекинеса.
И никогда, ни в какой ситуации он не повышает голос. Любит нас с дочкой, любит всех своих учеников и их родителей. Всё время родители помогают ему: ремонты, поездки в «Жемчужину» или просто в театр в Комсомольск. Такая связь очень важна.
– Конечно, – немедленно соглашается учитель, – я это ценю и по просьбе родителей пятый год веду два классных руководства. Сейчас будут 7-й и 8-й классы.
Учитель – ученик – учитель
– Что главное для вас сегодня? – задаю свой коронный вопрос.
– Здоровье, – сразу ответили дуэтом, и Валентина Федоровна продолжает.
– И он болел серьезно, и я всё здоровье отдала школе. Согревает внимание наших ребят. Не забывают. Летом на каникулы съехались, поверьте, каждый день собирались здесь.
У нас много последователей. Мои ученики преподают в Хабаровске в английской школе, Света Грицан в Москве издаёт книги, Света Щитова преподаёт английский в Армавирском военном училище. Есть переводчицы на судах. У него – значительно больше: и в Амурске, и в Хабаровске не счесть преподавателей – его учеников. А вот что я узнала от моей коллеги: её сын Евгений Дёмин, ученик Леонида Андреевича, выпускник Комсомольского политехнического университета, который живёт и работает в Серебряном Бору под Псковом, открыл в Интернете сайт своего класса, где одноклассники могут встречаться и всё-всё-всё узнавать друг о друге. И чтоб такие ученики, приехав в Амурск, и не пришли к своему учителю?! Но ведь ученики – это и есть учитель. С праздником вас, Леонид Андреевич и Валентина Фёдоровна, с очередным и главным вашим праздником! Пусть будет достаточно здоровья, много успехов, золота медалей и сокровищ души учеников, которых вы научите жизни.
Галина Жесткова.
Источник: http://www.amursk.ru/az/05/0831/l9.htm |